Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве

Адвокат по уголовным делам

Московской коллегии адвокатов «ИнКонсАлт»
Расулов Владимир Бейбутович

Услуги адвоката по уголовным делам в Москве, России, за границей

стаж 30 лет конфиденциально Москва, срочно, круглосуточно 24 часа
Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве

Контрабанда

Страницы:
1 2 3 4 5 6

Первый - общий, состоит в том, что главной задачей уголовного права в соответствии со статьей 2 УК РФ является охрана общественных отношений, которые регулируются, в том числе и другими отраслями права. Статья 188 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение установленного порядка перемещения товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации. Указанная норма выполняет охранительную функцию по отношению к соответствующей сфере таможенного регулирования. Она призвана обеспечить соблюдение тех правил и требований, которые установлены таможенным законодательством. Следовательно, если последнее предусматривает специальные нормы, в данном случае регламентирующие порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, соответственно эти нормы подлежат уголовно-правовой охране и непосредственно нормами таможенного законодательства необходимо руководствоваться при квалификации преступного деяния, в частности в вопросе о том, что следует считать перемещением предметов контрабанды. Второй признак - специальный, связанный со значением непосредственно уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за контрабанду. Как представляется, общественная опасность данного преступления не зависит от того, какие из действий имеют место - действия по ввозу на территорию Российской Федерации или вывозу из Российской Федерации. Следовательно, и ответственность за указанные деяния не должна дифференцироваться. Однако, если принять точку зрения, согласно которой действия по вывозу товаров или иных предметов считаются оконченным преступлением только в случае фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации, а подача декларации или иные действия направленные на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы рассматриваются как покушение на контрабанду, то следование такой позиции неизбежно приведет к невозможности с помощью механизма реализации уголовного преследования обеспечить в полной мере баланс соотносимости уголовной ответственности и общественной опасности преступления. При контрабандном перемещении деяние объективно проявляется: При ввозе товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами (подп. 8 п.1.ст. 11 ТК РФ); Контрабанду, совершенную при вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории Российской Федерации, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если такие действия совершались противоправными способами, перечисленными в части 1 статьи 188 УК РФ, которыми достигалось выведение вывозимых товаров или предметов из-под таможенного контроля. К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, помимо подачи таможенной декларации относятся иные предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации действия с указанными товарами или предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въезд физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въе зд автотранспортного средства в пункт пропуска чере з Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест).59 При вывозе товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ (подп. 9 п.1ст. 11 ТК РФ): 1) в подаче таможенной декларации; 2) во входе (въезде) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля; 3) во въезде автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации; 4) в сдаче транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации; 5) в совершении лицом действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест, а также в совершении всех последующих предусмотренных Таможенным кодексом действий с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы. Для полного раскрытия термина «перемещение через таможенную границу Российской Федерации» необходимо упомянуть, что специфика контрабанды проявляется, в том числе, через особенности таможенной территории и таможенной границы, которые должны иметь как 59 См.: п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» пространственные пределы, так и юридическую природу (документальное оформление). Содержание понятия «таможенная граница» вытекает из понятия «таможенная территория», которая в свою очередь базируется на понятии «государственная территория Российской Федерации». В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» государственной территорией РФ является часть земной поверхности, включающая сушу, внутренние воды, территориальные воды и воздушное пространство над ними, находящиеся под ее суверенитетом, а ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса РФ 2003 г. устанавливает, что «территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской федерации», то в целом оба эти понятия совпадают. Однако таможенная граница РФ в определенных случаях не полностью совпадает с ее государственной границей. Таможенной границей являются пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, расположенных в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации (искусственные острова, установки и сооружения), над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации, территорий особых экономических зон, являющихся частью таможенной территории Российской Федерации. Таким образом, понятия таможенная и государственная границы не совпадают а следующих параметрах: «Государственная граница — реальная, линия на местности, а таможенная граница — условная, воображаемая линия; государственная граница устанавливает область действия суверенитета в целом, а таможенная граница — то, что государство имеет свой экономический суверенитет; государственная граница служит для определения пространственных пределов действия всего российского права, а таможенная граница очерчивает пределы действия таможенного законодательства России как формы выражения таможенного права. В теории таможенного права принято выделять два вида таможенных границ: внешние таможенные границы (разделяют таможенные территории смежных государств) и внутренние таможенные границы (образуют периметры особых экономических зон)»60. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Таможенным Кодексом и иными федеральными законами. Положения Таможенного кодекса Российской Федерации касаемые таможенной территории и таможенной границе основываются на ряде источников федерального законодательства раскрывающего данные категории.61 Квалификация деяния по перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации как контрабанды возможна только в случае, если оно совершено указанными в законе одним или несколькими способами, то есть помимо таможенного контроля; с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов; с обманным использованием средств 60 Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник/ Под ред. Н.И. Химичевой. — М., 2007. - С. 17. 61 См. например, Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации". "Российская газета" от 4 мая 1993 г. N 84; Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации". "Российская газета" от 7 декабря 1995 г., N 237; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". "Российская газета" от 24 декабря 1998 г. таможенной идентификации; с недекларированием; с недостоверным декларированием. Перемещение, совершенное помимо таможенного контроля, то есть вне определенных таможенными органами Российской Федерации ме с т а р а спол ожения т аможенно го о р г ана или вне ме с т а , предназначенного для осуществления таможенного контроля, вне времени работы таможенного органа. Перемещение товаров и транспортных средств вне установленных мест выражается в пересечении таможенной границы Российской Федерации, минуя зоны, через которые должно осуществляться такое пересечение. Местами пересечения таможенной границы Российской Федерации являются зоны таможенного контроля, которые создаются вдоль таможенной границы Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом РФ и приказом ГТК России от 23.12.2003г. № 1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля». В каждом таможенном органе определяются конкретные места для проведения таможенного контроля (досмотровые залы, площадки для автомашин и т.п.), которые могут находиться как в непосредственной близости от места пересечения таможенной границы, так и на значительном расстоянии от него. В соответствии со ст. 14 Таможенного кодекса таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом. При этом под таможенным контролем, согласно подп. 19 п.1 ст. 11 Таможенного кодекса, понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. В соответствии со ст. 360 Таможенного кодекса ввезенные товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента: выпуска для свободного обращения; уничтожения; отказа в пользу государства; обращения товаров в федеральную собственность в соответствии с главой 41 Таможенного кодекса; фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации. Товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы. Нарушение требований ст. 69 или ст. 119 Таможенного кодекса, выразившееся в перемещение предметов через таможенную границу Российской Федерации вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации или иных мест, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а также вне установленного времени работы таможенного органа образует объективную сторону контрабанды, совершенную помимо таможенного контроля. Здесь необходимо заметить, что в соответствии с п.1 ст.69 ТК РФ для отдельных видов товаров Правительство Российской Федерации вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Перемещение же товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации вне времени работы таможенного органа является нарушением, даже если такое перемещение производилось в установленных местах. Перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля заключается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля.62 Вторым признаком объективной стороны контрабанды является перемещение, совершенное с сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, т.е. перемещение с использованием тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение работниками таможенных органов перемещаемых предметов, или предметов, которым придан вид других предметов. Сам способ сокрытия для квалификации контрабанды значения не имеет. Тем не менее, анализ способов сокрытия является необходимой составляющей правоохранительной деятельности по предупреждению, выявлению и ра с крытию соот в е т с т вующих пре с туплений. Соответствующий способ перемещения в настоящее время достаточно подробно описан в КоАП РФ. В соответствии с диспозицией ст. 16.1 названного акта перемещение товаров и транспортных средств с сокрытием может осуществляться одним из следующих способов: - путем использования тайников, к которым относятся места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации) либо специально оборудованные и приспособленные (то есть подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение 62 См.: п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» товара в чемодане с двойным дном, в специальных полостях под подкладкой одежды и т.п.). В данном случае тайником является специальное хранилище (приспособление, ниша), изготовленное с целью незаконного перемещения через таможенную границу РФ предметов, а также оборудованные и приспособленные с этой же целью на транспортных средствах конструктивные емкости и предметы, предварительно подвергавшиеся разборке, последующему монтажу и т.п. Словарь русского языка раскрывает понятие «тайник» как тайное хранилище63, т.е. секретное, тщательно замаскированное помещение, емкость или иное пространство, используемое для сокрытия в нем товаров, ценностей и других предметов, местонахождение которого неизвестно посторонним лицам, в связи с чем его невозможно или трудно обнаружить при обычном внешнем осмотре. Это понятие полностью применимо и к тайникам, используемым как средство контрабанды. Тайники могут находиться как в транспортных средствах, так и в любом предмете, вещи хозяйственно- бытового, производственного и иного назначения (холодильник, рундук, емкости (танки) для хранения топлива, воды и т.д., чемодан, сумка, трость, зажигалка, консервная банка, багажный ящик и т.п.), в одежде, обуви (в плечиках одежды, в углублениях каблуков и т.д.). Иными словами, для изготовления тайников контрабандистами могут быть использованы самые различные материальные объекты, круг которых весьма широк и разнообразен. При этом следует иметь в виду, что тайник, предназначенный для сокрытия в нем предметов контрабанды, может быть создан только путем его изготовления и никаким иным способом. Исходя из вышеизложенного изготовлением тайников следует считать создание тайных емкостей в транспортных средствах, в багаже, ручной клади и различного рода предметах бытового, хозяйственного, производственного и иного назначения для сокрытия в них от 63 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1953. С. 727. таможенного контроля товаров или других предметов с целью их неконтролируемого перемещения через таможенную границу РФ.64; - путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, к которым могут быть отнесены различные ухищренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального досмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товара в шинах автомобиля и т.п.); - путем придания одним товарам вида других, под которым понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида. Перечисленные способы сокрытия перемещаемых товаров от таможенного контроля не являются исчерпывающими. Они, как правило, отличаются многообразием и ограничиваются только фантазией контрабандистов. Иллюстрацией к сказанному могут послужить примеры, охватывающие широкий спектр от сокрытых емкостей морских судов, до внутриполостного сокрытия. П.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» подтвердил вышесказанное указав, что: Под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных 64 Сучков И.Ю. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской федерации – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. С. 205. для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела). Перемещение, совершенное с обманным использованием документов, то есть осуществляемое с представлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, документов: поддельных, недействительных, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения, относящихся к другим товарам или предметам. Такой способ позволяет выдать факт контрабандного провоза грузов перед таможенными властями за законное перемещение их через таможенную границу, что причиняет существенный вред интересам государства и общества. Согласно ст. ст. 72, 120 Таможенного кодекса при прибытии на таможенную территорию, а также при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств перевозчик обязан предс т а вит ь т аможенному орг ану документы и с в едения , предусмотренные статьями 73-76 Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка. До принятия Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года отсутствие единого перечня документов, подлежащих представлению перевозчиком таможенному органу при перемещении товаров через т аможенную границу Ро с сийской Федерации, созда ва ло у правоприменителей определенные трудности при уголовно-правовой оценке противоправных деяний. Так, в статьях 73-76 ТК РФ установлены перечни документов, представляемых таможенному органу, применительно к международным перевозкам автомобильным, морским (речным), воздушным, железнодорожным транспортом. В настоящее время единый перечень документов, необходимых для таможенных целей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, определен Приказом ГТК РФ от 16 сентября 2003 г. № 1022 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» (с изменениями, внесенными приказом ГТК РФ от 12 ноября 2003 г. № 1275, зарегистрирован в Минюсте России 28.11.03 №5285). Документы, требующиеся для принятия решения о перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации необходимы в целях установления: •какие именно товары и транспортные средства, и в каком количестве перемещаются; •не запрещен ли ввоз (вывоз) таких товаров и транспортных средств; •имеются, соблюдены ли или выполнены ли в отношении товаров и транспортных средств условия, необходимые для пересечения таможенной границы (например, имеются ли марки акцизного сбора на ввозимой алкогольной продукции, лицензия на ввоз лекарственных средств и т.п.). Установленные в статьях 73-76 ТК РФ сведения могут быть сокращены федера льным орг аном исполнит ельной вла с ти, уполномоченным в области таможенного дела. Требовать же от перевозчика представления иных сведений таможенный орган не вправе. Если соответствующие документы не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме. Итак, при международной перевозке автомобильным транспортом представляются следующие документы: • документы на транспортное средство; • международную товаротранспортную накладную; • имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары. Данные документы должны содержать следующие сведения: • о государственной регистрации транспортного средства; • наименование и адрес перевозчика товаров; • наименование страны отправления и страны назначения товаров; • наименование и адрес отправителя и получателя товаров; • о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; • о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; • наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; • вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; • о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен; • о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной. При международной перевозке морским, (речным) транспортом представляются следующие документы: • общая декларация; • декларация о грузе; • декларация о судовых припасах; • декларация о личных вещах экипажа судна; • судовая роль; • список пассажиров; • документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией; коносаменты или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора морской (речной) перевозки. Вышеперечисленные документы должны содержать следующие сведения: • о регистрации судна и его национальной принадлежности; • наименование и описание судна; • фамилию капитана; • фамилию и адрес судового агента; • о количестве пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порт посадки и высадки; • о количестве и составе членов экипажа; • наименование порта отправления и порта захода судна; • наименование, общее количество и описание товаров; • о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; • наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров; • номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в данном порту; • наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров; • наименование первоначальных портов отправления товаров; • наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества; • описание размещения товаров на судне; • о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений; • о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен, включая валюту Российской Федерации и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества; • о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы. При международной перевозке воздушным транспортом представляются следующие документы: • стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными соглашениями в области гражданской авиации (генеральная декларация); • документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость); • документ, содержащий сведения о бортовых припасах; • авиагрузовые накладные; • документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и об их багаже (пассажирская ведомость); • документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией. В указанных выше документах должны отражаться следующие сведения: • у ка з ание зна ко в национа л ьной прина д л ежно с ти и регистрационных знаков судна; • номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна; • наименование эксплуатанта судна; • о количестве членов экипажа; • о количестве пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки; • указание видов товаров; • номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной; • наименование пункта погрузки и пункта выгрузки товаров; • о количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него; • о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений; • о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен, включая валюту Российской Федерации и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы. При международной перевозке железнодорожным транспортом представляются следующие документы: • железнодорожная накладная; • имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары. В данных документах отражаются сведения: • наименование и адрес отправителя товаров; • наименование и адрес получателя товаров; • наименование станции отправления и станции назначения товаров; • о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; • наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков; • вес брутто товаров (в килограммах); • идентификационные номера контейнеров. При декларировании товаров в соответствии со ст. 131 Таможенного коде кс а в т аможенный орг ан предс т а вляют с я документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения. К основным документам относятся: • договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок; • имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы; • транспортные (перевозочные) документы; • разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подт в е рждающие с облюдение о г р анич ений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; • документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 Кодекса; • платежные и расчетные документы; • документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, которые несут обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров (ст. 16 Кодекса)65. Следует отметить, что перечисленные выше документы и содержащиеся в них сведения, представляемые при перемещении через таможенную границу Российской Федерации и имеющие значение для таможенных целей, а также документы представляемые при декларировании необходимы для принятия таможенным органом решения о возможности перемещения товаров и (или) транспортных средств и его выпуске в соответствии с выбранным таможенным режимом. Из этого следует, что объективную сторону контрабанды, совершенную с обманным использованием документов, образует представление таможенному органу одного или нескольких ненадлежащих документов из 65 См. Также: Приказ ГТК РФ от 16 сентября 2003 г. № 1022 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом». рассмотренных перечней, то есть документов, которые являются основанием для перемещения и использование которых находится в причинной связи с возможностью принятия решения о перемещении. Под недействительными документами понимаются: а) поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати и т.п.); б) документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате предоставления в качестве оснований для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа; в) документы, содержащие недостоверные сведения, - документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности; при этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными; г) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, - документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу Российской Федерации других товаров и транспортных средств; д) иные недействительные документы, к которым могут относиться документы, не имеющие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.). Недействительные документы должны быть необходимы для таможенных целей и их представление таможенному органу должно находиться в причинно-следственной связи с возможностью перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, то есть недействительными должны быть те документы, которые являлись основанием для перемещения и сведения в которых были необходимы таможенному органу для принятия решения о возможности пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Представление на границе других документов, например, необходимых позднее на этапе декларирования (при ввозе) или вообще не относящихся к товарам и транспортным средствам, пусть даже недействительных, не влечет ответственности по рассматриваемой статье. Следует учитывать, что рассматриваемый способ будет иметь место только в случае совершения указанных действий при фактическом пересечении таможенной границы Российской Федерации. Поэтому деяния, выразившиеся, в представлении недействительных документов во внутренних таможнях при таможенном оформлении товаров, перемещенных ранее через таможенную границу Российской Федерации с соблюдением таможенных правил, не рассматривается как способ совершения контрабанды. Перемещение, совершенное с обманным использованием средств таможенной идентификации. Данный способ представляет собой перемещение, которое осуществляется с использованием поддельного средства идентификации (полностью изготовленного фиктивного средства идентификации) либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим предметам (то есть соответствующего установленным требованиям, но служащего идентификации других товаров и транспортных средств). Для идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть использованы пломбы, печати, буквенная или иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, проставлены штампы, взяты пробы и образцы товаров, произведено подробное описание товаров и транспортных средств, составлены чертежи, изготовлены масштабные изображения, фотографии, иллюстрации, другие средства идентификации (ч.1 ст. 390 ТК РФ). Средства идентификации товаров и транспортных средств перечислены в ст. 390 ТК РФ не исчерпывающим образом, могут быть применены и иные средства, если они: а) исключают причинение неправомерного вреда товарам, транспортным средствам и лицам; б) безопасны для жизни и здоровья человека; В зависимости от целей и задач, решаемых таможенными органами на разных стадиях таможенного оформления и таможенного контроля, используются различные средства, способы и методы идентификации. При этом идентификация товаров и транспортных средств может являться как самостоятельной формой таможенного контроля, так и способом обеспечения иных форм таможенного контроля. Согласно ст. 88 ТК РФ перевозчик обязан обеспечить сохранность таможенных пломб и печатей, иных средств идентификации. В соответствии с ч. 2 ст. 390 ТК РФ средства таможенной идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения. Исключение могут составлять случаи, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. В такой ситуации ближайшему таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования данной угрозы. Обманным следует считать использование поддельного, то есть полностью изготовленного фальшивого средства таможенной идентификации или подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам. При этом, состав контрабанды, совершенной рассматриваемым способом, образуется в случае, е сли обманное использование средств идентификации находится в причинно-следственной связи с возможностью перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации при контрабанде следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в статье 188 УК РФ товаров или иных предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации (указанных в статье 83 Таможенного кодекса Российской Федерации) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам. Обратить внимание судов на то, что для каждой процедуры перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень документов и сведений, подлежащих представлению таможенному органу (статьи 73 - 76, 81, 92, 102, 124, 131, 150 Таможенного кодекса Российской Федерации). Исходя из этого не могут рассматриваться как незаконные действия лица, осуществляющего перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, в случае, если это лицо не представило таможенным органам дополнительные, не предусмотренные указанными перечнями документы и сведения.66 66 См.: п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» Перемещение, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Данный способ перемещения надо понимать как способ сопряженный с незаявлением по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Согласно ст. 123 Таможенного кодекса товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса. Декларирование производится декларантом либо таможенным брокером по выбору декларанта путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом в письменной, устной электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения: 1) заявляемый таможенный режим; 2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в статье 16 Таможенного кодекса, об отправителе и о получателе товаров; 3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем; 4) сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость; 5) сведения об исчислении таможенных платежей: ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение тарифных преференций; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей; 6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; 7) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; 8) сведения о производителе товаров; 9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим; 10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования; 11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию; 12)место и дата составления таможенной декларации. Форма декларирования определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации. Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации67. Под недекларированием следует понимать незаявление в установленном таможенным законодательством порядке точных сведений о перемещаемых товарах и иных предметах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. 67 См.: ст. 124 ТК РФ. Под недостоверным декларированием следует понимать заявление в т аможенной декларации или в иной уст ановленной форме декларирования недостоверных сведений о перемещаемых товарах и иных предметах, об их таможенном режиме и других недостоверных сведений, необходимых для таможенных целей. При этом необходимо отметить, что состав контрабанды, сопряженной с недекларированием или недостоверным декларированием образуется в случае незаявления сведений или заявления недостоверных сведений, необходимых для принятия решения о перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации. Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей. Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей.68 Проведя характеристику таких признаков объективной стороны контрабанды, как «деяние» и «способы совершения преступления», перед рассмотрением признака «ме сто пре ступления» необходимо остановиться на освещении иных, не менее значимых вопросах объективной стороны преступления. Деяние, предусмотренное ст. 188 УК РФ имеет определенную протяженность во времени, позволяющую говорить о стадиях совершения 68 См.: п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» контрабанды, которые проходит преступление в своем развитии от начала до полного завершения. Таких стадий можно выделить три: • подготовительная; • исполнение объективной стороны преступления; • окончание преступления. Стадии совершения контрабанды имеют значение для квалификации преступного деяния как оконченного преступления либо приготовления или покушения на преступление, в зависимости от того, на какой стадии преступление было прервано - на подготовительной стадии или стадии исполнения объективной стороны состава. Отправной точкой для квалификации контрабанды как оконченного преступления либо как приготовления или покушения на преступление является определение момента окончания преступного деяния. Данный вопрос уже был частично затронут в рамках рассмотрения понятия «перемещение через таможенную границу Российской Федерации», как признака объективной стороны контрабанды, однако он нуждается в дополнении. В связи с этим для определения момента окончания контрабанды необходимо еще раз обратиться к рассмотрению признака «перемещение», но уже в аспекте протяженности преступного деяния во времени. Исходя из бланкетности ст. 188 УК РФ и в соответствии с Таможенным кодексом перемещением при ввозе считается фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом действия до их выпуска таможенными органами, а при вывозе - подача таможенной декларации или совершение иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные Таможенным кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы. Таким образом, «перемещение» представляет собой не единичный поведенческий акт, а совокупность действий, протяженную во времени. При совершении действий по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации «перемещение» начинается с момента фактического пересечения таможенной границы и завершается в момент совершения последнего из предусмотренных Таможенным кодексом действий, необходимых для принятия таможенным органом решения о выпуске товаров. В случае вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации «перемещение» начинается с момента подачи таможенной декларации или совершения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, и завершается в момент совершения последнего из предусмотренных Таможенным кодексом действий, направленных на вывоз, до фактического пересечения таможенной границы. То есть перемещение через таможенную границу, в том числе и преступное, совершенное как при ввозе, так и при вывозе товаров начинается с момента инициирования процедуры перемещения и заканчивается в момент совершения лицом, перемещающим товары, последнего из действий, предусмотренных данной процедурой. Однако, установленное в Таможенном кодексе понятие «перемещение» не може т в полной мере соот ве т с т воват ь уголовноправовому понятию контрабандного перемещения. Действия по ввозу или вывозу товаров с позиции Таможенного кодекса - это законные действия в рамках установленных таможенным законодательством процедур. Контрабанда же - это всегда незаконное перемещение товаров через таможенную границу. В Таможенном кодексе под незаконным перемещением понимаются действия по ввозу или вывозу товаров с нарушением порядка, установленного кодексом (подп. 10 п. 1 ст. 11). Контрабандное перемещение потому и признается преступным, что оно нарушает установленный порядок перемещения. Следовательно, к интерпретации признака контрабандного перемещения неприменимо понятие «перемещение» по Таможенному кодексу в части, касающейся совершения каких либо действий в рамках таможенных процедур по выпуску товара, поскольку эти процедуры либо вообще не инициируются (при перемещении помимо таможенного контроля), либо осуществляются с нарушениями установленных правил, то есть являются незаконными и не охватываются содержанием понятия «перемещение» в таможенном праве. Следовательно, при выявлении данных нарушений вообще исключается выпуск товаров и соответственно не происходит так называемого «перемещения», что при наличии признаков контрабанды предполагает квалификацию преступных действий только как покушение. А такая квалификация ко всему прочему недопустима и по ранее излагавшимся мотивам. Таким образом, перемещением для целей УК РФ должно признаваться совершение первоначальных действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и иных предметов без учета последующих действий, предусмотренных Таможенным кодексом для завершения в установленном порядке процедуры перемещения. При этом, под действиями по ввозу следует понимать фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации, а по вывозу - подачу таможенной декларации или иные действия, непосредственно направленные на вывоз товаров (вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства пункт пропуска через государственную границу в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение т аможенной границы вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест). При определении момента окончания контрабанды необходимо учитывать, что согласно ч. 1 ст. 29 УК РФ преступление признается оконченным, если в совершенном деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным кодексом. Соответственно в аспекте уголовно-правового анализа объективной стороны контрабанды оконченным будет считаться преступление, если в совершенном деянии содержатся такие обязательные признаки объективной стороны данного преступления, как перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов.

Страницы:
1 2 3 4 5 6

Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
© Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве, 2002-2024
Руководитель проекта www.AdvokatiMoskvi.ru - адвокат по уголовным делам Расулов Владимир Бейбутович.
услуги адвоката по уголовным делам, защита по уголовным делам, правовая помощь по уголовным делам
© RG