Страницы:
1
2
3
4
5
6
Введение
Последние десятилетия ХХ века и начало ХХI в нашей стране
происходит масштабная реформа, затронувшая обширный массив
существующих общественных отношений. Взятый государством курс на
развитие рыночных отношений нашел свое выражение и в принятом в 1991
г. Указе Президента РСФСР «О либерализации внешнеэкономической
деятельности на территории РСФСР». Все преобразования естественно
отразились и на экономической ситуации и этот же период в нашем
государстве ознаменовался мощнейшим ростом преступности приобретшей
характер реальной угрозы национальной безопасности страны.
Законодатель стремится своевременно реагировать на изменения в
стране и одновременно не забывать о финансовых интересах государства,
ибо одним из условий успешного решения стоящих перед обществом
проблем социально-экономического характера является проведение единой
финансовой политики. Для ее должного обеспечения принимается целый
блок нормативных документов, связанных и с регулированием
внешнеэкономической деятельности, и со сбором налогов. В последние
десятилетие ХХ века в целом завершилось формирование основ системы
государственного регулирования в этой области. Тотальный контроль со
стороны государства за внешнеэкономическими связями сменился
механизмом государственного регулирования с использованием
инструментов и методов традиционных для стран с рыночной экономикой.
Регулированию внешнеэкономической деятельности был посвящен
ряд законов, из которых наиболее важными можно назвать Таможенный
кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ вступивший в
действие с 01 января 2004 года., Закон РФ «О валютном регулировании и
валютном контроле» от 09.10.1992 г., Закон РФ «О таможенном тарифе» от
21.05.1993 г., Федеральный закон «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 г., а также ряд
дополнительных нормативных актов - указов Президента, постановлений
Правительства, ведомственных актов и пр.
Несмотря на все предпринятые попытки со стороны государства
по регулированию внешнеэкономических отношений, преступность
оказывает мощное отрицательное воздействие на все сферы
жизнедеятельности общества, тормозит идущие в стране социально-
экономические и политические преобразования, причиняет огромный
материальный ущерб государству, подрывает международный авторитет
России.
После введения в действие нового УК РФ динамика общей
преступности носила нелинейный характер, фиксируя в различные годы не
только всплески, но и падения числа регистрируемых преступлений,
однако, кривая экономической преступности неуклонно ползла вверх.
Если в 1997-2002 гг. прирост общей преступности не превышал 16,25%,
то в 2003 г. прирост преступности в сфере экономической
деятельности не опускался ниже отметки в 36%.
По результатам оперативно-розыскных мероприятий, проведенных
таможенными органами Российской Федерации за 2006 год, возбуждено
2834 уголовных и 7630 дел об административных правонарушениях. Доля
уголовных дел, возбужденных по оперативным материалам, составила 65
% от общего количества возбужденных таможенными органами уголовных
дел. Изъято имущества и материальных ценностей на сумму 2,5 миллиарда
рублей, иностранной валюты более 1 миллиона долларов США (по курсу
Центрального банка Российской Федерации).
Статистические данные свидетельствуют, что такой вид
преступлений, как контрабанда, имеет стабильную тенденцию к росту. В
2006 году количество уголовных дел, возбужденных по признакам
преступлений, предусмотренных статьей 188 Уголовного кодекса
Российской Федерации, по сравнению с 2005 годом увеличилось на 42,7 %.
Таможенными органами Российской Федерации в ходе таможенного
контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через
таможенную границу Российской Федерации, а также оперативно-
розыскных мероприятий, проводимых самостоятельно и во
взаимодействии с правоохранительными органами России и иностранных
государств, из незаконного оборота в 1238 случаях изъято более 7 тонн 279
кг наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ (в
том числе, 877 кг героина, 27 кг опия, более 21 кг кокаина, 50 кг гашиша и
более 651 кг марихуаны). В 47 случаях пресечены попытки незаконного
перемещения через таможенную границу Российской Федерации более 40
тонн прекурсоров наркотических и психотропных веществ. Совместно с
российскими и иностранными правоохранительными органами
организовано 83 оперативно-розыскных мероприятия с использованием
метода «контролируемая поставка» международного и межрегионального
уровня, проведено 77, в результате которых из незаконного оборота изъято
более 1 тонны наркотических средств, психотропных и
сильнодействующих веществ и их прекурсоров.
По оценкам специалистов в ближайшие годы темпы роста
экономической преступности будут продолжать оставаться наиболее
высокими, по сравнению с темпами роста других видов преступности.
Таким образом, уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194
УК РФ) и контрабанда (ст.188 УК РФ) представляют собой составной
элемент общей экономической преступности в стране, и можно говорить,
что им принадлежит одно из лидирующих мест в системе преступлений
по объему причиняемого материального вреда и по универсальности
способов совершения.
В государственных доходах таможенным платежам (налогам и
сборам) принадлежит важнейшее место, и само существование
государства неразрывно связано с их взиманием. Таможенные платежи
уплачиваются в соответствии со ст. 57 Конституции РФ и принятыми на её
основе законами и другими нормативными актами. Известно, что
таможенные налоги сегодня составляют весомую долю доходов бюджета
- до 40 %.
Рост преступности в экономической сфере, важное место
таможенных платежей в формировании бюджета государства, высокая
опасность контрабанды способствующей также нанесению финансового
вреда системе страны, способствование совершению иных, не менее
общественно опасных преступлений и высокой латентности
рассматриваемых в настоящей работе преступлений образовывает
необходимость правильной квалификации данных преступлений, как
одной из составляющих обеспечения экономической безопасности и
суверенитета РФ.
Очень сложно привлечь преступника к уголовной ответственности за
совершение таможенных преступлений, что связано не только с уголовно-
процессуальными проблемами, но и с тем, что нормы, предусматривающие
ответственность за их совершение, в том числе за контрабанду и за
уклонение от уплаты таможенных платежей, имеют бланкетный характер.
Для их применения необходимо обращаться к нормам таможенного,
налогового права, для которых, в свою очередь, характерна относительная
новизна, большое количество нормативных актов, противоречивость.
В связи с большим массивом законодательных актов к которым
приходится обращаться при квалификации преступлений
предусмотренных ст.188 и ст.194 УК РФ, как среди ученых -
правоведов нет однозначного мнения так и среди практических
работников, квалификация данных преступлений вызывает множество
спорных вопросов, неоднозначность понимания тех или иных
действий совершенных как при контрабанде, так и при уклонении от
уплаты таможенных платежей в одних случаях позволяет
правонарушителям уходить от ответственности, в других же наоборот
– нести незаслуженное наказание. Суды, как правило, допускают
типичные ошибки при осуществлении квалификации названных
преступлений, связанные с неточным определением: объекта контрабанды
и уклонения от уплаты таможенных платежей, содержания объективной и
субъективной стороны данных деяний.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008г. «О
судебной практике по делам о контрабанде» существенным образом
добавило ясности в вопросы квалификации контрабанды, но, к сожалению
практически не коснулось освещения уклонения от уплаты таможенных
платежей.
В теории уголовного права можно выделить следующие точки
зрения на данную проблему:
-
Контрабанда исключается, если перемещались предметы, в
отношении которых отсутствует запрещение на ввоз или вывоз либо не
подпадающие по качеству и объему под законные ограничения, и причем в
процессе перемещения объекты были предъявлены таможенному
контролю либо перемещались так, что осуществление таможенного
контроля, необходимого для признания ввоза или вывоза разрешенным,
было возможно
То есть, разрешенные к ввозу и вывозу предметы, являясь
предметом уклонения от уплаты таможенных платежей, по общему правилу
не являются предметом контрабанды.
-
Перемещение через таможенную границу предметов в
крупном размере с обманным использованием документов или средств
таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или
недостоверным декларированием нужно квалифицировать только как
контрабанду, без совокупности с уклонением от уплаты таможенных
платежей, так как контрабанда по отношению к уклонению является
специальной нормой (уклонение - общая норма)
То есть, в таком случае действует правило о приоритете специальной нормы при конкуренции ее
с общей нормой.
Похожей точки зрения придерживаются и другие ученые,
считающие, что уклонение от уплаты таможенных платежей поглощается
контрабандой, отношения по формированию бюджета являются
дополнительным объектом контрабанды
, следовательно, при наличии
прямого умысла на контрабанду квалификация осуществляется только по
ст. 188 УК РФ, даже при наличии умысла на уклонение.
-
Уклонение от уплаты таможенных платежей и контрабанда
представляют идеальную совокупность экономических преступлений
корыстной направленности, так как данные деяния слиты в едином
преступном акте (большинство конкретных способов контрабанды,
связанных с обманом таможенного органа, неизбежно сопрягаются с
совершением уклонения от уплаты таможенных платежей, чаще всего
таможенной пошлины, НДС, акцизов)
-
Контрабанда исключается, если недекларирование или
недостоверное декларирование (например, подделка счетов-фактур,
направленная на уменьшение объема таможенных платежей) предметов не
влияло и не могло влиять на принятие решения об их пропуске через
таможенную границу, то есть не находилось или не могло находиться в
причинной связи с решением о пропуске предметов через таможенную
границу либо не делало или не могло сделать возможным их
беспрепятственное перемещение
Похожей точки зрения придерживаются и другие ученые, которые
считают, что о контрабанде можно говорить только в случае, если
недостоверное декларирование товаров находилось в причинной связи с
решением таможенных органов о пропуске товаров через таможенную
границу либо сделало такое перемещение беспрепятственным, когда
обман допускается и на принятие решения о помещении товаров под
определенный таможенный режим
Отсутствие единого подхода как в теории так и на практике,
отсутствие четкого и принятого разграничения между данными составами
преступлений приводит к затруднительной и часто неверной
квалификации.
В то же время правильная квалификация преступлений имеет
важнейшее значение для практической деятельности следователей,
работников дознания, судей.
Умение правильно и быстро квалифицировать преступления, то
есть осуществлять выбор уголовно-правовой нормы, точно отражающей
фактические обстоятельства содеянного, позволяет: отграничить
преступное от непреступного; дать правовую оценку содеянного,
соответствующую закону; определить те фактические обстоятельства, в
которых воплощены признаки состава преступления и которые
необходимо доказать в порядке, предусмотренном уголовно-
процессуальным законодательством.
Глава 1. Правила квалификации преступления. Общие и частные правила квалификации преступления.
Одним из сложнейших вопросов правоприменительной практики в
сфере экономических преступлений на сегодняшний день остается
соотношение юридических конструкций норм уголовного права,
устанавливающих ответственность за контрабанду (статья 188 УК РФ) и
уклонение от уплаты таможенных платежей (статья 194 УК РФ).
Объективная сторона каждого из преступлений лежит в плоскости
внешнеэкономической деятельности, а именно экспортно-импортных
операций. Более того, диспозиции обоих норм имеют ряд общих
признаков, что создает существенную проблему при квалификации
совершенного правонарушения.
Несомненно, перечень действий, образующих состав контрабанды, а
именно перемещение товаров и транспортных средств помимо
таможенного контроля или сопряженное с их недекларированием (часть 1
статьи 188 УК РФ); перемещение с нарушением таможенных правил
наркотических, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурно-
исторических ценностей (часть 2 статьи 188 УК РФ) несравнимо шире, чем
способы уклонения от уплаты таможенных платежей. Однако, понятие
контрабанды, закрепленное в статье 188 УК РФ, помимо прочего включает
в себя такое понятие как недостоверное декларирование, которое на
практике является наиболее распространенным способом уклонения от
уплаты таможенных платежей. В подобном случае крайне остро стоит
вопрос о правильной квалификации деяния, которое в равной степени
может быть и контрабандой и уклонением от уплаты таможенных
платежей, поскольку оба преступления совершены одним и тем же
способом.
Несмотря на то, что преступления имеют разные объекты
посягательств: порядок перемещения товаров и ценностей через
таможенную границу и обязательство своевременно и полно платить
установленные налоги и пошлины, в случае недостоверного
декларирования целью правонарушения является исключительно
занижение сумм, подлежащих уплате в бюджет или уклонение от их
уплаты. Нарушение же установленных таможенных правил,
выражающееся в недостоверном декларировании, является лишь способом
реализации преступной цели.
Статья 188. Контрабанда
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П
нормативное положение части первой статьи 188 признано не
соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно позволяет -
во взаимосвязи с примечанием к статье 169 данного документа - при
привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую
путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации
недекларированной или недостоверно декларированной иностранной
валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е.
превышающем в эквиваленте 1 500 000 рублей, размере, признавать его
таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть,
которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без
письменного декларирования. Нормативное положение части первой
статьи 188 - в той мере, в какой Постановлением Конституционного
Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П оно признано не соответствующим
Конституции РФ, - утрачивает силу и не подлежит применению, а
основанные на нем решения судов и иных органов подлежат пересмотру в
соответствии с частью второй статьи 54 Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального
конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные
положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
-
Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через
таможенную границу Российской Федерации товаров или иных
предметов, за исключением указанных в части второй настоящей
статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля
либо с обманным использованием документов или средств таможенной
идентификации либо сопряженное с недекларированием или
недостоверным декларированием, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч
рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти
лет.
-
Перемещение через таможенную границу Российской Федерации
наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых,
отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных
источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных
устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его
доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов
и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия
массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной
военной техники, в отношении которых установлены специальные
правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации,
стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в
отношении которых установлены специальные правила перемещения
через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние
совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с
обманным использованием документов или средств таможенной
идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным
декларированием, -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со
штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без
такового.
-
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей
статьи, совершенные:
-
утратил силу
-
должностным лицом с использованием своего служебного
положения;
-
с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный
контроль, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со
штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без
такового.
-
Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей
настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати
лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет
либо без такового.
Примечание. Утратило силу
Контрабанда является преступлением, отличающимся универсальной
конструктивной сложностью, что отражается на процессе квалификации,
способствует совершению ошибок работниками правоохранительных
органов, следователями, судьями. К таким вопросам относятся:
разграничение преступлений при совокупности и конкуренции, момент
окончания контрабанды и т.п. Для правильной квалификации необходимо
затронуть наиболее проблемные вопросы квалификации и дать на них
научно-обоснованные ответы.
Большинством исследователей контрабанды отмечается
наличие общих признаков данного состава, главным образом по
объективной стороне, с таким преступлением как уклонение от уплаты
таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
-
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с
организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч
рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок
от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на
срок до двух лет.
-
То же деяние, совершенное:
-
группой лиц по предварительному сговору;
-
утратил силу
-
утратил силу
-
в особо крупном размере, -
наказывается штрафом размере от ста тысяч до пятисот тысяч
рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до
пяти лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без
такового.
Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей
признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных
таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей, а в особо
крупном размере - один миллион пятьсот тысяч рублей.
Находясь в группе экономических преступлений, состав,
предусмотренный ст. ст. 188, 194 УК РФ, входит в блок таможенных
преступлений.
Следует отметить, что квалификация контрабанды и уклонения от
уплаты таможенных платежей имеет некоторые особенности,
объясняющиеся спецификой данных деяний. Для того чтобы дать
правильную оценку общественно-опасным деяниям, совершаемым в
сфере таможенного дела, работникам правоохранительных органов
приходится обращаться как к нормам уголовного, так и таможенного,
административного, налогового, финансового и других отраслей права.
Эти нормативные акты, как правило, содержат специальную
терминологию, используемую и в уголовном законе. Основные
сложности связанны с тем, что весь спектр нормативных актов, к
которому требуется обращаться при квалификации рассматриваемых
преступлений, постоянно изменяется и дополняется за которым
практикующим работникам правоохранительных органов порой очень
сложно уследить.
Как уже было отмечено, у контрабанды ст.188 УК РФ имеется
наибольшее количество общих признаков с таким преступлением как
уклонение от уплаты таможенных платежей ст.194 УК РФ.
Например, когда недекларирование или недо стоверное
декларирование, как способ незаконного перемещения, одновременно
служит способом уклонения от уплаты таможенных платежей.
Серьезнейшая проблема усматривается в том, что близо сть
ра с смат рива емых со с т а вов с крыва е т в с ебе возможно с ти
квалификационных ошибок при решении вопросов о том, охватывает ли
контрабанда отдельные случаи «уклонения» или имеет место
совокупность (реальная или идеальная?) преступлений. Во всяком случае,
квалификация деяний только по одной статье Уголовного кодекса или по
совокупности находится в рамках одного проблемного поля и
затрагивает следующие вопросы: не уклоняется ли виновное лицо от
ответственности за одно из смежных преступлений при квалификации
только по одной статье или, напр отив , не не с е т ли оно
дополнительной ответственности при квалификации по совокупности
преступлений, предусмотренными в данном случае общей и
специальной нормами. От того, как решаются данные вопросы, от
законности и обоснованности выбора одной из двух позиций оценки
преступного деяния, содержащего признаки обоих рассматриваемых
преступлений, напрямую зависит эффективность уголовно-правового
регулирования «страдающих» от противоправных посягательств
общественных отношений, а также условия образования целого
комплекса сопутствующих криминогенных факторов. Последнее, то
есть криминологический аспект проблемы, представляется не менее
важным, чем уголовно-правовой.
К сожалению, до настоящего времени нет единой оценки о
соотношении этих двух составов. Условно утверждения, которые
выдвигаются и отстаиваются и научными работниками, и практикам, можно
свести примерно к следующему:
- контрабанда «поглощает» состав преступления,
предусмотренный ст. 194 УК РФ;
- уклонение от уплаты таможенных платежей является специальной
нормой по отношении к контрабанде, и поэтому «поглощает» ее.
Попробуем рассмотреть данный вопрос более подробно.
Статья 194 УК РФ не устанавливает способов уклонения от уплаты
таможенных платежей. Ответственность наступает непосредственно за
деяние, которое состоит в неуплате в установленные законом сроки
таможенных платежей и не зависит от способа его совершения.
Уклонение может выражаться в «...укрытии перемещаемого товара,
занижении его стоимости, предоставлении неверной информации о его
принадлежности или назначении либо в полной или частичной неуплате
начисленных таможенных платежей»10 . Обращает на себя внимание
и з в е с т ный п о правоприменительной практике факт, который
приводился выше в качестве примера, что при уклонении в
большинстве случаев используется недекларирование или
недостоверное декларирование, то есть способы, которые могут
выступать в качестве признаков объективной стороны контрабандного
перемещения через таможенную границу товаров и иных предметов.
Именно приведенный пример, а также иные случаи, когда способ
незаконного перемещения является одновременно способом уклонения,
вносят неясности в вопросы квалификации соответствующих деяний. В
10 См.: Комментарий к УК РФ/ Под общ. ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева.-
М: Издательство НОРМА, 2001, С. 460.
литературе предлагаются два варианта решения задач такого рода –
квалификация деяний по совокупности преступлений или только по ст.
188 УК РФ.
Рассмотрим обоснованность последней позиции. Она, являясь
конечным результатом анализа рассматриваемой проблемы, может
строиться исходя из совершенно разных по своей сути соображений.
Первое направление аргументации соответствующих выводов состоит в
том, что «при контрабанде лицо уклоняется от уплаты таможенных
платежей только при перемещении товаров и иных предметов через
таможенную границу, а значит, контрабанду по отношению к уклонению
от уплаты таможенных платежей необходимо признать специальной
нормой. Уклонение от уплаты таможенных платежей будет общей
нормой. Если преступление предусмотрено общей и специальной
нормами, то уголовная ответственность наступает по специальной норме.
Таким образом, перемещение через таможенную границу Российской
Федерации товаров или иных предметов в крупном размере с обманным
использованием документов или средств таможенной идентификации
либо сопряженное с недекларированием или недостоверным
декларированием нужно квалифицировать только как контрабанду, без
совокупности с уклонением от уплаты таможенных платежей»11.
Б. В. Волженкин пишет, что «привлечение к ответственности за
уголовно-наказуемую контрабанду по ст. 188 УК РФ охватывает и
факт имевшей при этом неуплаты таможенных платежей, взимаемых
с организаций или физического лица. Как правильно отмечает И. В.
Шишко, «контрабанде имманентно присуще уклонение от уплаты
таможенных платежей»12.
С данными утверждениями нельзя согласиться и, прежде всего
потому, что они не учитывают различную природу общественных
11 Душкин С, Русов С. Ответственность за уклонение от уплаты таможенных
платежей//3аконность. 2000. №7.
12 Волженкин Б. В. Экономические преступления. Спб., 1999. С. 204.
отношений, против которых направлены преступные посягательства при
контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей, а также
различия в предмете преступлений. Если соответствующий анализ
элементов составов данных преступлений вызывает определенные
сложности в вопросах объективной стороны, то различия в объекте и
предмете являются наиболее простыми и очевидными критериями
разграничения. Так, основным непосредственным объектом контрабанды
является установленный порядок перемещения товаров, транспортных
средств и иных предметов через таможенную границу Российской
Федерации. Непосредственный объект уклонения от уплаты таможенных
платежей - финансовая сфера, в частности налоговая система13, или
«общественные отношения по поводу формирования доходной части
бюджета государства и порядок уплаты таможенных платежей»14.
Предметом контрабанды являются незаконно перемещенные через
таможенную границу товары и иные предметы, а предметом уклонения -
таможенные платежи.
Таким образом, различия и несовпадение объектов и предметов
контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей позволяют
отграничивать эти преступления друг от друга, что исключает
возможно сть поглощения одного состава другим и требует
самостоятельной квалификации для каждого из них.
Иная позиция по вопросам разграничения контрабанды и
уклонения от уплаты таможенных платежей предложена Ю. Красиковым.
Соглашаясь с тем, что данные преступления наполнены самостоятельным
содержанием, автор необоснованно сужает сферу возможностей состава
уклонения от уплаты таможенных платежей: «...если действия
(бездействие) направлены на то, что бы уменьшить сумму этих платежей
либо вообще избежать их оплаты, - деяние подпадает под ст. 194 УК. К
13 См.: Красиков Ю. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей//
Российская юстиция. 2000. №12.
14 Рогатых Л. Ф. Квалификация контрабанды: Учебное пособие. СПб. 1999. С.53
таким действиям (бездействию) на практике относят: заявление
недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости
и прочее, что дает основания для снижения таможенных платежей. При
этом указанные сведения не влияют и не могут влиять на принятие
решения о разрешении переместить товары через таможенную границу,
поскольку их внешний вид либо сведения об их ид ентификационных
призна ка х не изменя лис ь »15 . Ес ли же «...недекларирование или
недостоверное декларирование находилось или могло находиться в
причинной связи с решением о пропуске товаров через таможенную
границу либо сдела ло или могло сделат ь возможным их
беспрепятственное перемещение, то только в таких случаях можно
говорить о том, что в действиях усматриваются признаки объективной
стороны преступления, предусмотренного ст. 188 УК»16.
Ю. Красиков предлагает провести четкую грань между сферами
применения рассматриваемых норм, фактически, исключая возможность
квалификации по совокупности.
Аналогичной точки зрения придерживаются Т. А. Диканова и В. Е.
Осипов: «Недекларирование товаров, подлежащих декларированию,
либо заявление правонарушителем в декларации о товарах
недостоверных сведений, которые не влияли и не могли влиять на
принятие решения об их пропуске через таможенную границу, состава
контрабанды не образует. Из этого следует вывод, что умышленное
недекларирование или недостоверное декларирование во внутренних
таможнях должностными лицами или иными работниками юридических
лиц ввезенных ими ранее в Россию товаров, предъявленных в
установленном порядке при перемещении их через таможенную границу
для контроля, т. е. перемещенных через таможенную границу
Российской Федерации с соблюдением таможенных правил, не образует
15 См.: Красиков Ю. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей//
Российская юстиция. 2000. №12.
16 См.: Там же.
состава преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ. В
зависимости от обстоятельств совершенного уже после ввоза на
таможенную территорию России товаров правонарушения такие
противоправные деяния могут квалифицироваться по ст. 194 УК РФ как
уклонение от уплаты таможенных платежей, если недекларирование или
недостоверное декларирование преследовало именно такие цели»17.
А. И. Бойко и Л. Ю. Родина также считают, что «контрабанда,
будучи доказанной, не терпит дополнительной квалификации содеянного
по ст. 194 УК РФ. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты
таможенных платежей допустима (при доказанности всех признаков
состава этого преступления), если злодей воспользовался способом
недостоверного декларирования, но предпринятый обман не повлиял и не
мог повлиять (юридическая ошибка) на принятие таможенными
органами решения о пропуске товаров или иных предметов через
таможенную границу»18.
Главный недостаток приведенной позиции видится в том, что она
совершенно не учитывает то обстоятельство, что недекларирование или
недостоверное декларирование, которое влияет на принятие решение о
пропуске товаров через таможенную границу, то есть содержит признаки
контрабанды, также может являться способом уклонения от уплаты
таможенных платежей, а следовательно подлежит дополнительной
квалификации по ст. 194 УК РФ. Ограничение возможностей
применения ст. 194 УК указанными авторами посредством констатации
обязательного условия ответственности по данной норме, состоящего в
отсутствии связи между недекларированием или недостоверным
декларированием и решением о пропуске товаров через таможенную
17 Диканова Т. А., Осипов В. Е. Борьба с таможенными преступлениями и
отмыванием «грязных» денег: М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000, С. 151.
18 А. И. Бойко, Л. Ю. Родина. Контрабанда: история, социально-экономическое
содержание и ответственность. Спб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2002. С.
269-270.
границу является необоснованным и прямо противоречит уголовному
кодексу, который подобных ограничений не устанавливает.
Таким образом, если строго следовать предписаниям уголовного
закона, то деяния, одновременно подпадающие под признаки контрабанды
и уклонения от уплаты таможенных платежей, необходимо
квалифицировать по совокупности преступлений. Разумеется, при этом,
деяния должны содержать все необходимые признаки обоих составов. В
противном случае, например при контрабанде сопряженной с
недекларированием или недостоверным декларированием, исключается
уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных
платежей, если сумма не уплаченных платежей не превышает
установленного в УК минимального предела. В тоже время действия
лица, перемещающего товары, которые не влияют на принятие
таможенным органом решения о пропуске через таможенную границу и
направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей исключают
у г о л о в н ую о т в е т с т в е н н о с т ь з а ко н т р а б а н д у и д о лжны
квалифицироваться по ст. 194 УК РФ.
Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей не смотря
на то что входят в группу таможенных преступлений являются, разными
составами преступлений, ни одно из которых не исключает друг друга.
Анализ следственной и судебной практики применительно
квалификации преступлений при наличии признаков контрабанды и
уклонения от уплаты таможенных платежей также как и при рассмотрении
мнений правоведов позволяет констатировать факт проблематичности
толкования положений уголовного законодательства в сфере
ответственности за данные деяния. Суды, как правило, допускают
типичные ошибки при осуществлении квалификации названных
преступлений, связанные с неточным определением: объекта контрабанды
и уклонения, содержания объективной и субъективной стороны данных
деяний.
В теории уголовного права как было рассмотрено выше, так же нет
единого мнения по данному вопросу.
Однако критериями разграничения преступлений при наличии
признаков совокупности контрабанды и уклонения от уплаты таможенных
платежей должны выступать:
Объект посягательства. Объектом уклонения от уплаты таможенных
платежей являются общественные отношения, связанные с уплатой
таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет, взимаемых с
юридических и физических лиц. У контрабанды непосредственным
объектом является порядок перемещения товаров и транспортных средств
через таможенную границу Российской Федерации. Различен также
предмет преступлений, предусмотренных ст. 188 и ст. 194 УК РФ. Так,
если предметом ст. 194 УК РФ являются таможенные платежи, то
предметом контрабанды - широкий набор товаров и предметов. Кроме того,
законодатель установил разные критерии признания деяния преступным.
Контрабанда носит уголовный характер, если стоимость перемещаемого
товара превышает 1 500 000 рублей. Привлечение к уголовной
ответственности за совершение уклонения от уплаты таможенных
платежей возможно в том случае, если размер неуплаченных таможенных
платежей будет превышать 500 000 рублей.
Сложность отграничения этих преступлений связана ещё и с тем,
что обе статьи содержат бланкетную диспозицию. Понятие «уклонение»
законодателем не раскрыто. Анализируя данные статьи можно прийти к
выводу, что ст. 188 УК РФ характерна для пре ступлений,
совершенных непосредственно при перемещении товара через
таможенную границу РФ, то есть на «пограничных» таможнях, а ст. 194
УК РФ характерна для преступлений совершённых до или после
перемещения товаров через таможенную границу РФ, то есть во
«внутренних» таможнях.
Не образуют состава контрабанды и подлежат квалификации только
по статье 194 УК РФ действия, связанные с уклонением от уплаты
таможенных платежей, совершенные после принятия таможенным органом
решения о выпуске товаров в свободный оборот (например, в случаях
использования ввезенных товаров на таможенной территории Российской
Федерации вопреки условиям помещения этих товаров под таможенный
режим, содержание которого предусматривает полное или частичное
освобождение от уплаты таможенных пошлин либо возврат уплаченных
сумм, или в случаях, когда способ получения от таможенного органа
разрешения на выпуск товара и уклонения тем самым от уплаты
таможенных платежей не связан с совершением действий, перечисленных
в диспозиции части 1 статьи 188 УК РФ).19
Целью контрабанды является незаконное перемещение товаров
через таможенную границу, а при уклонении - неуплата таможенных
налогов.
Таким образом, контрабанда и уклонение от уплаты таможенных
платежей не совпадают ни по объекту, ни по предмету.
Фактически круг субъектов контрабанды не определен - им может
являться любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной
ответственности, то есть 16 лет. В ч. 3 ст. 188 УК РФ определен также
дополнительно и специальный субъект - должностное лицом, совершающее
преступление с использованием своего служебного положения.
Дополнительных признаков субъекта не имеется.
По сравнению с контрабандой круг лиц, которые могут быть
привлечены к уголовной ответственности за совершение преступления,
предусмотренного ст. 194 УК РФ, более узок. Так, субъектом уклонения от
уплаты таможенных платежей может быть только лицо, которое является
полностью дееспособным, каковым оно становится с наступлением
совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста (за
исключением особо оговоренных в законе случаев).
19 См.: п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6
«О судебной практике по делам о контрабанде»
Определяющим значением для возможности привлечения физического
лица к уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных
платежей является гражданство, либо его участие в работе организации,
созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектом данного преступления не может быть иностранный гражданин и
апатрид, а также сотрудник иностранной организации, которая от своего
имени перемещает товар через таможенную границу Российской Федерации.
Субъектом уклонения от уплаты таможенных платежей является не
любое лицо, перемещающее товар через таможенную границу, а только такое,
в обязанности которого входила уплата таможенных платежей.
Контрабанда таких обязательных признаков не содержит, поэтому не
все лица, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за
совершение контрабанды, могут быть подвергнуты уголовному
преследованию за уклонение от уплаты таможенных платежей.
Основными элементами объективной стороны являются деяние,
последствие и причинно-следственная связь между ними. Кроме того,
важную роль играют место, время и способ совершения преступления.
Кроме того, конструкция контрабанды и уклонения от уплаты
таможенных платежей разная - контрабанда относится к преступлениям с
формальным составам, уклонение от уплаты таможенных платежей - с
материальным, в последнем случае необходимо наличие преступных
последствий в виде неуплаченных таможенных платежей.
Контрабанда может совершаться только путем действия. Путем
бездействия она невозможна, ибо, исходя из диспозиции ст. 188 УК РФ,
данное преступление представляет собой в первую очередь перемещение
через таможенную границу Российской Федерации. Уклонение от уплаты
таможенных платежей может совершаться как действием, так и
бездействием.
Для признания лица виновным в совершении контрабанды
необходимо наличие двух обязательных признаков в способе совершения
преступления:
а) перемещение товара (предмета) через таможенную границу РФ;
б) такое перемещения должно быть сопряжено либо с нарушением
правил прохождения таможенного контроля, либо с использованием
поддельных документов (средств таможенной идентификации, либо с
нарушением правил декларирования).
При уклонении перемещения как такового может и не быть, либо
оно давно завершено, например, при изменении таможенного режима. Более
того, в уклонении от уплаты таможенных платежей перемещение через
таможенную границу Российской Федерации может иметь полностью
легальный характер. Например, товар ввезен по подлинным документам, а
таможенное оформление во внутренней таможне происходит по поддельным
документам с измененными количественными и качественными
характеристиками товара. Также могут отсутствовать признаки, указанные в
качестве обязательных в ст. 188 УК РФ, например, при явно выраженном
отказе уплатить таможенные платежи. Поэтому можно отметить, что круг
способов уклонения от уплаты таможенных платежей шире, чем при
контрабанде. Уклонение при этом может включать способы, характерные
для контрабанды, но не все способы, которым может совершаться
уклонение от уплаты таможенных платежей, упомянуты в диспозиции
состава контрабанды.
Объективная сторона контрабанды отличается от объективной
стороны уклонения от уплаты таможенных платежей по месту и времени
совершения преступления. В контрабанде в качестве обязательного
признака состава преступления выступает место совершения преступления
- таможенная граница Российской Федерации. Такого признака, как место, в
составе уклонения от уплаты таможенных платежей не имеется. Важное
значение имеет и момент совпадения совершения преступления с моментом
перемещения через таможенную границу Российской Федерации. В
контрабанде эти понятия идентичные. При уклонении от уплаты
таможенных платежей такая жесткая взаимосвязь не проводится. Уклонение
от уплаты таможенных платежей может иметь место и при незаконном
пересечении границы, но в случае перемещения в установленном порядке
обязанность по уплате таможенных платежей возникает не с момента
перемещения товара, а к моменту подачи таможенной декларации (либо к
установленному сроку подачи таковой). Уклонение от уплаты таможенных
платежей может происходить не только в районе таможенной границы, но и
во внутренних районах страны, в зоне деятельности внутренних таможен, в
которых, собственно, и проводится таможенное оформление товара.
Таким образом, объективная сторона контрабанды может совпадать с
уклонением от уплаты таможенных платежей, но не равна ей.
Различия между контрабандой и уклонением от уплаты таможенных
платежей имеются и в субъективной стороне. Если уклонение от уплаты
таможенных платежей совершается с корыстной целью и умысел
виновного направлен на непередачу государству денежных сумм,
подлежащих зачислению в бюджет в качестве особого вида налогов -
таможенных платежей, то совершение контрабанды может быть вызвано и
другими мотивами, не носящими корыстного характера. Например, в связи с
полным запрещением ввоза и вывоза определенного круга предметов без
соблюдения специальных правил (квотируемые и лицензируемые товары)
таким мотивом может быть сама невозможность перемещения через
таможенную границу Российской Федерации указанных предметов
официальным путем. Также некоторые субъекты не имеют право
самостоятельно декларировать товар (например, иностранные юридические
лица), в связи с чем не могут и самостоятельно выполнить таможенное
оформление, и во избежание такой процедуры ввозят либо вывозят товар
контрабандным путем. В данном случае корыстные побуждения не являются
основным побудительным мотивом действий преступника.
Таким образом, уклонение от уплаты таможенных платежей
отличается от контрабанды фактически по всем четырем элементам состава
преступления (по объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной
стороне).
Анализ квалификации уклонения от уплаты таможенных платежей с
применением арифметиче ских выкладок приводит вообще к
парадоксальной коллизии.
Так отвечая на вопрос о том, как квалифицировать недостоверное
декларирование, следует обратиться к неопровержимой логике,
заложенной в действующем уголовном законодательстве. Согласно статье 6
УК РФ наказание и иные меры уголовно - правового характера,
применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть
справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени
общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и
личности виновного. Анализ с этой точки зрения преступлений,
предусмотренных статьями 188 и 194 УК РФ, в части недостоверного
декларирования, охватывающего оба состава, приводят к выводу,
имеющему принципиальное значение для правильной квалификации
преступления. Ответственность за совершение контрабанды наступает,
согласно Федеральному закону РФ от 18.12.2003 № 162-ФЗ, при
перемещении с нарушением таможенных правил товаров в крупном
размере, то есть стоимостью свыше двухсот пятидесяти тысяч рублей. В то
же время ответственность, предусмотренная статьей 194 УК РФ, наступает
при уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации
или физического лица, совершенное в крупном размере. В соответствии
упомянутым Федеральным законом № 162-ФЗ уклонение от уплаты
таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если
сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч
рублей.
Для оценки соотношения стоимости перемещаемых товаров и
подлежащих уплате таможенных платежей обратимся к нормам
Таможенного кодекса РФ, определяющего, что к таможенным платежам
относятся: ввозная или вывозная таможенная пошлина, налог на
добавленную стоимость и акциз при ввозе товаров на территорию РФ, а
также таможенные сборы. Согласно статье 3 Закона РФ «О таможенном
тарифе» ставки таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении
которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ.
Применяемые в РФ ввозные таможенные пошлины варьируются в
диапазоне от 0% до 80%, при этом стоит отметить, что ставка 80% является
скорее исключением из правила, так как несет в себе признаки
специальной дискриминационной или антидемпинговой пошлины. В
подавляющем большинстве случаев диапазон адвалорных ставок
таможенных пошлин колеблется в пределах 5-20% от таможенной
стоимости товаров. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона РФ «О
таможенном тарифе» в отношении товаров, происходящих из стран,
торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим
наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин
увеличиваются вдвое и возрастают, соответственно до 40%. При этом стоит
заметить, что двойные таможенные пошлины не применяются к развитым
странам, являющимися основными внешнеторговыми партнерами России.
В приведенной ниже таблице указан расчет таможенных платежей
при различных ставках таможенной пошлины и стоимости товара,
составляющей 1 500 000 рублей.
Ос н о в а
н ач и с л е н и я
( ф а к т у р н а я
с то имо с т ь ) ,
руб.
Пошлина (%) Н Д
С (%)
Сб о р
з а
таможенно
е
оформлени
е, руб.
Таможенн
ы е п л а т е ж и ,
п о д л е ж а щ и е
уплате, руб.
2 5 0
000,00
5% 18% 1
000,00
59 800,00
2 5 0
000,00
10% 18% 1
000,00
74 600,00
2 5 0
000,00
15% 18% 1
000,00
89 400,00
2 5 0
000,00
20% 18% 1
000,00
104 200,00
2 5 0
000,00
40%
(неблагоприят
ный режим)
18% 1
000,00
163 400,00
Очевидно, что размер таможенных платежей существенно ниже
стоимости товара. Во второй таблице приведен анализ фактурной
стоимости товара, исходя из фиксированного размера таможенных
платежей в 500 тыс. рублей, необходимого для квалификации деяния по ст.
194 УК РФ,
Таможенн
ы е п л а т е ж и ,
п о д л е ж а щ и е
уплате, руб.
Пошлина (%) Н Д
С (%)
С б о р
з а
таможенное
оформление
, руб.
Основа
начис2ления
(фактурная
стоимость),
руб.
500 000,00 5% 18% 2
000,00
2 0 8 3
682,00
500 000,00 10% 18% 2
000,00
1 6 7 1
140,94
500 000,00 15% 18% 2
000,00
1 3 9 4
957,98
500 000,00 20% 18% 2
000,00
1 1 9 7
115,38
500 000,00 40%
(неблагоприятн
ый режим)
18% 2
000,00
7 6 3
803,68
Из анализа вышеприведенных данных следует, что если товарная
партия стоимостью до 760 тыс. руб., при самом неблагоприятном, с точки
зрения пошлин режиме, была ввезена с недостоверным декларированием,
целью которого явилось занижение таможенных платежей, то по
действующему уголовному закону деяние подлежит квалификации по
статье 188 УК РФ – контрабанда. Квалифицировать действия по статье 194
УК РФ в данном случае невозможно, так как размер неуплаченных
платежей менее 500 тыс. руб.
Подобное положение вещей видится, по меньшей мере, нелогичным,
если принять во внимание тот факт, что ответственность по части 1 статьи
188 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет, а
максимальный срок лишения свободы, предусмотренный статьей 194 УК
РФ ограничен двумя годами.
Таким образом, при совершении действий, образующих состав
преступления в виде недостоверного декларирования, ответственность за
преступление средней тяжести наступает раньше, чем за преступление
небольшой тяжести. Очевидно, что это противоречит базовым постулатам
уголовного права, в частности принципу справедливости, закрепленному в
статье 6 УК РФ в его широком толковании. Надо полагать, что данная
ситуация в скором времени попадет в поле зрение законодателя, и
соответствующие изменения в законодательство будут внесены. Конечным
итогом таких изменений видится четкое и недвусмысленное разграничение
составов преступлений, определение способов их совершения и градация
ответственности в прямой зависимости от тяжести причиненного ущерба
охраняемым общественным отношениям.20
Анализируя вышесказанное, уклонение от уплаты таможенных
платежей можно также включить в одну группу с налоговыми
преступлениями (ст. 198 и ст. 199 УК РФ), так как в соответствии с
Налоговым кодексом Российской Федерации таможенные платежи являются
одним из видов налогов. Фактически у преступлений данной категории один
и тот же родовой объект - общественные отношения, связанные со
взиманием и уплатой налогов, поступающих в федеральный бюджет,
20 Кирсанов А.Ю. «К вопросу о квалификации таможенных преступлений
(«арифметическая» коллизия норм Уголовного законодательства)». "Адвокатские
Вести" № 5(79) 2007 год.
взимаемых с юридических и физических лиц. Данные преступления
посягают на финансовую систему государства. В результате совершения
преступлений, предусмотренных ст. 194, ст. 198 и ст. 199 УК РФ, объекту
данных преступлений в случае непоступления в федеральный бюджет
платежей в запланированном объеме и времени причиняется один и тот же
вред. Субъективная сторона у данных преступлений одинакова - прямой
умысел, направленный на удержание в собственности денежных сумм,
подлежащих взиманию в качестве налогов в государственный бюджет.
Виновный осознает, что у него (либо у его организации) имеется
обязанность по уплате определенных налогов, что он нарушает требования
закона, уклоняясь каким-либо способом от уплаты налогов и тем самым не
выполняет соответствующую обязанность.
Объективная сторона всех налоговых преступлений указана как
уклонение от уплаты налога (таможенных платежей). О единой природе (с
точки зрения законодателя) налоговых преступлений и уклонения от
уплаты таможенных платежей свидетельствует наличие единого признака
специального рецидива21.
Однако, кроме общих признаков, имеются и различия.
Прежде всего, в отличие от ст. 194 УК РФ, налоговые преступления
разделены в зависимости от субъекта налогообложения. Так, ст. 198 УК РФ
предусматривает уклонение от уплаты налога физического лица, а ст. 199
УК РФ - уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды с организации.
Кроме того, в отличие от ст. 194 УК РФ, объективная сторона
указанных преступлений дана более подробно - указан способ совершения
данных преступлений: в ст. 198 УК РФ данное преступление может быть
совершено путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда
подача декларации является обязательной, либо путем включения в
21 Душкин С, Русов С. Ответственность за уклонение от уплаты таможенных
платежей // Законность. 2000. № 7. С. 34.
декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо
иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные
внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере. Преступление,
предусмотренное ст. 199 УК РФ, совершается путем включения в
бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или
расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в
крупном размере.
Крупный размер также определяется неодинаково. Если при
уклонении от уплаты таможенных платежей крупный размер равен 500 000
рублей, а особо крупный – 1 500 000 рублей, то в налоговых преступления
крупный и особо крупный размер равен соответственно 300 000 рублей и
500 000 рублей (ст. 198 УК РФ), а также 1 500 000 и 7 500 000 (ст. 199 УК
РФ).
Трудности в разграничении данных преступлений практически не
встречаются, так как в диспозициях статей указан предмет преступлений
(таможенные платежи либо налоги или страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды). И хотя диспозиции ст. 194, ст. 198
и ст. 199 УК РФ - бланкетные, но ст. 198 и 199 УК РФ отсылают к
положениям Налогового кодекса, а ст. 194 УК РФ - к Таможенному кодексу
РФ.
Помимо всего вышесказанного, в судебной практике также
существуют затруднения относительно определения стадии окончания
преступления при совершении контрабанды. Состав этого преступления
описан в ст. 188 УК как формальный, так как в диспозиции этой нормы не
указаны общественно опасные последствия.
При ознакомлении с делами, связанными с контрабандой, заметно,
что определенные трудности возникают у судов при решении вопроса:
является ли деяние оконченным, когда, например, лицо пыталось вывезти с
территории РФ контрабандный товар, однако фактически граница
пересечена не была, поскольку товар был изъят таможенными органами
при попытке переместить его через таможенную границу РФ. Действия
подсудимых в одних случаях квалифицируются как оконченное
преступление, в других - как покушение на контрабанду.
В практике продолжают встречаться случаи, когда суды не
придерживаются правил определения момента окончания преступления и
квалифицируют как покушение на контрабанду обнаружение у лица
незаконно вывозимой за пределы страны валюты, о чем не указано в
таможенной декларации и не заявлено при устном опросе сотруднику
таможни. Вместе с тем, в данном вопросе необходимо придержи2ваться
положений бланкетной составляющей ст. 188 УК РФ и общих правил
квалификации.
Момент окончания контрабанды зависит от того:
1) что производится: ввоз или вывоз предметов преступления;
2) где совершаются контрабандные действия.
При ввозе товаров и (или) транспортных средств на таможенную
территорию РФ - с момента фактического пересечения товарами и (или)
транспортными средствами таможенной границы и совершения всех
последующих предусмотренных ТК РФ действий с товарами и (или)
транспортными средствами до их выпуска таможенными органами (п. 8 ст.
11 ТК РФ).
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г.
N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» дана абсолютно четкая
диспозиция, касающаяся определения момента окончания преступления:
Под ввозом товаров или иных предметов на таможенную территорию
Российской Федерации понимается фактическое пересечение товарами или
иными предметами таможенной границы и все последующие действия,
предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации, с
указанными товарами и предметами до их выпуска таможенными
органами, который заключается в разрешении таможенных органов
заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в
соответствии с таможенным режимом (подпункты 8 и 23 пункта 1 статьи
11 Таможенного кодекса Российской Федерации).
С учетом этого при ввозе товаров или иных предметов на
таможенную территорию Российской Федерации контрабанду,
совершенную с обманным использованием документов или средств
таможенной идентификации либо с недекларированием или
недостоверным декларированием, следует считать оконченным
преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных
предметов в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров или
предметов совершается одним из указанных противоправных способов, в
том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении
таможенному органу указанных документов в процессе осуществления
таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения
товара под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов.
В случаях, когда в процессе перемещения товаров или иных
предметов обманное использование документов или средств таможенной
идентификации, а равно факты недекларирования, недостоверного
декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не
были, преступление, предусмотренное статьей 188 УК РФ, считается
оконченным с момента принятия таможенными органами решения о
выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого
решения по причине уклонения лица от завершения таможенной
процедуры - с момента совершения уголовно наказуемых действий по
фактическому выведению товаров или иных предметов из-под
таможенного контроля.
Страницы:
1
2
3
4
5
6